15 ноября 2017
18 октября 2017
12 октября 2017
7 августа 2017
3 июля 2017
26 июня 2017
14 апреля 2017
28 марта 2017
14 марта 2017
3 марта 2017
Мы хотим сделать Радио ЗВЕЗДА лучше – нам важно ваше мнение!
Оставьте заявку с названием рассказа, который Вы хотите услышать на Радио ЗВЕЗДА
Slav@Я!!!
Огромное спасибо за ваш труд!!! Так вышло, что 22 июня я почти весь день провел с радио "ЗВЕЗДА", и все, что я там услышал, было в точку: и рассказы, и песни, и, главное, ПАМЯТЬ!!! о тех, кого нет с нами и кто защищал нашу РОДИНУ!!! Ещё раз СПАСИБО ОГРОМНОЕ, ВЫ ДЕЛАЕТЕ ВСЁ ПРАВИЛЬНО!!!
чт 19 ноября 2009
00:19
В эфире:
Качество звука:
64 | 96 | 128
 
Исследование Арктики: история в звуке
15:47 | 18.10.2017

В переводе с греческого, арктикос - «находящийся под созвездием Большой Медведицы»

 

Граница Арктики проходит по северной границе зоны тундры. Арктика – огромный район вокруг Северного полюса – около 27 миллионов квадратных километров (это больше площади всей Северной Америки). К нему относится почти весь Северный Ледовитый океан с островами,  части Атлантического и Тихого океанов, окраины материков Евразии и Северной Америки. Среднегодовая температура здесь - минус 37 градусов. И уже много лет эта цифра не меняется.

Об одном из первых исследователей этого труднодоступного района  – рассказ в нашей рубрике.


Первые люди появились на побережье Северного Ледовитого океана около 30 тысяч лет назад. Археологи нашли их древние стоянки в долине реки Усы в Республике Коми и в устье реки Яна в Якутии.

Сейчас в Арктических районах по всему миру проживает около 4 миллионов человек.

В нашей стране за полярным кругом построено 30 городов с населением от, 10 тысяч человек. Самый большой -  Мурманск. В нем расположен самый крупный заполярный незамерзающий порт. Но Мурманск относительно молодой город – его строительство началось во время Первой Мировой войны. До него важнейшим, а долгое время и единственным российским портом, считался Архангельск. Рассказ о нем – вот тут


Самым северным населенным пунктом в России считается поселок на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца Иосифа. Его построили сотрудники открытой в 1929 году полярной станции «Бухта Тихая». Дальше этого острова нет ничего. Только океан, покрытый льдами.

Но первыми покорителями севера были, конечно, не ученые, а рыбаки и охотники. Начиная с 11 века, они в поисках добычи забирались все дальше и дальше на север. В XII-XIII веках были открыты острова Вайгач, Новая Земля, а спустя 200 лет  — архипелаг Шпицберген и остров Медвежий.

Некоторые невезучие путешественники иногда становятся Робинзонами. Одну такую историю вы можете найти в книге Ивана Медведева «В поисках Эльдорадо».


Впервые Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, был пройден в 1878—1879 годах. Сделали это моряки экспедиции шведа Нильса Норденшельда на барке «Вега». Правда, отважным путешественникам пришлось зазимовать на полдороги.

Первые российские исследователи и тоже с зимовкой прошли Северный морской путь в 1914—1915 годах, но в направлении с востока на запад. Это была гидрографическая экспедиция Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач».

За одну навигацию Северный морской путь впервые преодолела экспедиция Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» в 1932 году. А вот о самой невероятной экспедиции в Арктике – рассказ в нашей следующей рубрике


В 1494 году русский дипломат Дмитрий Зайцев, возвращаясь домой из Дании, впервые прошел морем вокруг Скандинавии к устью Северной Двины. Неоднократно совершал морские плавания в Скандинавию дьяк Великого князя Московского Василия Третьего Дмитрий Герасимов – составитель первой карты бассейна Ледовитого океана.

Он писал:

 

«Хорошо известно, что Двина, увлекая бесчисленные реки, несется в стремительном течении к северу и что море там имеет огромное протяжение, что, по весьма вероятному предположению, держась правого берега, откуда можно добраться на кораблях до страны Китая»

 

Герасимов не единственный считал, что северным морским путем можно дойти до Китая и Индии.

Тогда же в XV – начале XVI века западный участок Северного морского пути — от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби - так называемый «мангазейский морской ход» уже был освоен.

Всё сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Большой Баранов было исследовано, описано и нанесено на карты участниками Великой северной экспедиции, организованной по инициативе Витуса Беринга в 1733—1743 годах.

Но вот в целесообразности изучения и освоения Севера в российском правительстве не были уверены вплоть до конца XIX века. С консерваторами в министерствах и Русском географическом обществе боролся общественный деятель, купец, меценат, исследователь русского Севера - Михаил Константинович Сидоров. О нем писал Валентин Пикуль в одной из своих исторических миниатюр.


 

Настоящий арктический бум был в нашей стране в 20-е – 30-е годы прошлого века

 

Ледоколы прокладывали Северный морской путь, в 1937 году на льдину в район Северного полюса высадилась группа полярных исследователей под руководством Ивана Дмитриевича Папанина. Вся страна следила за спасением челюскинцев. И за первым в истории авиации беспосадочным трансарктическим перелетом Москва — Северный полюс — Сиэтл на самолете АНТ-25, которым управляли Чкалов, Байдуков и Беляков. В 1938 – 1940 годах газеты печатали сводки о высокоширотном дрейфе ледокола «Седов». Об отважных полярниках пели песни и снимали фильмы. Об одном из них – в нашей следующей рубрике


Остров Ушакова, который находится в северной части Карского моря между Землёй Франца-Иосифа и Северной Землёй, считается самым промозглым местом в России. Там и очень сыро и очень холодно. Самым жарким летом там всего 6 градусов тепла, а зимой - до минус 47.

Остров был открыт в 1935 году экспедицией Георгия Алексеевича Ушакова на ледоколе «Садко». Отважные полярники установили мировой рекорд свободного плавания во льдах - поднялись выше 82 параллели! В самой северной точке своего маршрута ученые провели первые в истории Арктики глубоководные замеры, а гидрологи обнаружили теплую ветвь течения Гольфстрим. Об этой уникальной экспедиции – рассказ в нашей короткой программе.


Географический Северный полюс (а есть еще магнитный, полюс холода и полюс недоступности) – это уникальное место. Здесь сходятся все меридианы, и поэтому тут нет времени!

Самое популярное развлечение людей, которые впервые попали сюда – водить хоровод вокруг точки Северного полюса. То есть пройтись по всем часовым поясам за пару минут.

А сколько надо времени, чтобы дойти до самого полюса? Об этом – вот тут..


Судьба этого человека - уникальна!

Федор Петрович Литке экстерном сдал экзамены в Морском корпусе, и в неполные 17 лет был принят на флот гардемарином. В 19 лет на шлюпе «Камчатка» под командованием капитана Головнина обошел вокруг света. А в 23 уже командовал исследовательским бригом «Новая земля», проводил гидрографические исследования вдоль Мурманского берега, изучал острова и проливы Белого и Баренцева морей.

Он описал много новых географических объектов на островах новоземельского архипелага. На карте появились залив Траверзе - в честь морского министра России, гора Крузенштерна…

По материалам, собранным в экспедициях, Литке написал труд «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821-1824 годах». Книга привлекла большое внимание европейской науки и была переведена на немецкий и английский языки. Подробнее об отважном исследователе Арктики Федоре Петровиче Литке писал Николай Нозиков в книге «Русские кругосветные мореплаватели». Отрывок из неё нам прочтёт Роман Шахов, послушать можно тут.


Первый в мире ледокол арктического класса «Ермак» был спущен на воду в 1898 году. Водоизмещение  8 730 тонн, экипаж – 102 человека, двигатели – паровые машины, мощностью 9 тысяч лошадиных сил.

Над проектом ледокола трудились опытные полярные исследователи – Фердинанд Врангель  и вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Макаров руководил и первыми экспедициями «Ермака» в Северный Ледовитый океан.

«Ермак» спасал суда из ледового плена в Белом море и на Балтике, участвовал в военных и спасательных операциях. Но самым насыщенным выдался 1938 год, когда во льдах Арктики замёрз весь ледокольный флот. Об этих событиях рассказ в нашей короткой рубрике.


Одним из самых опасных моряки считают Баренцево море. Зимой при продолжительных северо-западных штормовых ветрах высота волн в нём может достигать 10 – 11 метров – это примерно до четвертого этажа панельного дома. Но Баренцево - единственное из арктических морей, которое никогда не замерзает полностью. Этим оно всегда привлекало исследователей. Многие искали морской северный путь в Индию и Китай. Голландец Ви́ллем Ба́ренц в конце 16 века пытался это сделать трижды.

В 1596 году его экспедиция открыла Медвежий остров из архипелага Шпицберген, обогнула Новую Землю, достигла Карского моря и там вынуждена была высадиться на берег и устроить зимовку.

Баренц и его люди были первыми европейцами, зимовавшими в Арктике. Предусмотрительный капитан заставлял матросов мыться, делать зарядку на свежем воздухе. Но это не помогало. Многие, в том числе сам Баренц, заболевали. Летом 1597 года экспедиция на шлюпках вернулась на Кольский полуостров, но сам Баренц до этого момента не дожил.

Об опасностях арктических путешествий и героизме моряков рассказ в следующей рубрике Радио Звезда


Норвежец Фритьоф Нансен называл Арктику «Страной ледяного ужаса». Он знал, о чем говорил. Корабль Нансена «Фрам» в 1893 – 1894 годах совершил дрейф от Новосибирских островов до Шпицбергена.

Экспедиция зимовала на северных отрогах Земли Франца Иосифа.

Сам Нансен и его напарник Ялмар Йохансен на собачьих упряжках пытались достичь Северного полюса, но отважным исследователям это не удалось. Тем не менее, результаты экспедиции были впечатляющие. Нансен доказал, что в районе Северного полюса суши нет, открыл, что в дрейфе льдов огромную роль играет сила Кориолиса, обусловленная вращением Земли.

Нансен изобрёл легкие бамбуковые нарты с металлическими полозьями, и специальный аппарат для варки пищи и одновременной растопки питьевого льда (КПД = 90 %). Эти изобретения полярники используют до сих пор.

Получая очередную награду, Нансен произнес речь, в которой были такие слова:

 

«Все мы ищем в жизни «иных берегов», чего ещё мы можем требовать? Наше дело найти к ним дорогу. Дорогу долгую, трудную, быть может, но она зовёт нас, и мы не можем не идти. Глубоко в нашей природе, в каждом из нас коренится дух дерзания. Зов пустынь трепещет во всех наших поступках и возвышает, облагораживает нашу жизнь»

 

Мысль, созвучная этим словам есть во всех произведениях Джека Лондона, много писавшего об Арктике.


Первая в России высокоширотная воздушная экспедиция состоялась весной 1937 года. Четыре самолета ТБ-3 доставили на дрейфующий лед в район Северного Полюса 10 тонн груза и 4 человека - сотрудников станции «Северный полюс-1». Командовал экспедицией Отто Юльевич Шмидт. Подобных экспедиций вплоть до 1993 года было проведено 48.

А вот самыми первыми кто решил добраться до Северного полюса по воздуху, были шведы Саломон Андре и два его спутника — Нильс Стриндберг и Кнут Френкель.

11 июля 1897 года они стартовали на воздушном шаре «Орёл» с одного из островов архипелага Шпицберген. Но до полюса не добрались. Шар упал, путешественники замерзли во льдах. 

Первой удачной попыткой полёта над Северным полюсом стала в 1926 году экспедиция Руаля Амундсена на дирижабле «Норвегия». В экспедиции было 16 участников, включая создателя и пилота дирижабля, итальянца Умберто Нобиле. О его собственной воздушной экспедиции к полюсу были написаны книги и даже снят фильм.


 

25 мая 1987 года, атомный ледокол «Сибирь» достиг Северного полюса.

Руководил экспедицией Артур Чилингаров. В интервью Радио ЗВЕЗДА знаменитый полярник рассказал о том, что ему пришлось пережить во время экспедиции, а также как товарищ спас его от смерти. Послушать интервью можно нажав вот сюда.

 
© 2006-2017, ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации «ЗВЕЗДА»
Разработка сайта: студия «25-й кадр»