В эфире: Давайте разберёмся - Выборы на Украине: что дальше?
Пн 22 Апреля
19:09
Музыка и армия: история в звуке

На Руси каждая дружина неизменно брала в поход различные духовые и ударные музыкальные инструменты: трубы, дудки, литавры, бубны и свирели. Так, например, в XIV веке в войсках некоторых русских князей "при тридцати знамёнах" – а знамёнами тогда называли полки – числились 140 трубачей. Интересно, что бубнами в те далёкие времена назывались небольшие медные чаши, обтянутые сверху кожей. Чаши привязывали на лошадь перед всадником, возле седла. В бубен стучали палками. Именно так задавали ритм передвижения всего войска. Иногда бубны делали просто огромных размеров – перевозили их сразу несколько лошадей, а играли на таких вот гигантских инструментах одновременно восемь человек.

Военные музыканты, их задорные, лихие, народные мелодии поднимали боевой дух солдат, гнали их в атаку. Как говорил полководец Александр Суворов:

 

"Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил".

 

Правда, не упомянул Александр Васильевич, под какую именно мелодию захватил он неприступную турецкую крепость:

 

В 1547 году, во времена царя Ивана IV, на Руси был впервые создан Приказ Большого Дворца для управления всей военной музыкой государства. Однако у каждого полка русской армии всё ещё не было своего собственного оркестра. Об этом позаботился уже Пётр I.

19 февраля 1711 года он подписал особый именной указ под номером 2 319. С этого дня всем пехотным полкам необходимо было иметь в своём составе 9 гобоистов и 16 барабанщиков.

Интересно, что барабаны стали использовать в стрелецких полках только в конце XVII века. Кстати, сам царь Пётр очень любил "барабанную науку" и даже числился старшим барабанщиком "потешного войска". Пётр Алексеевич нередко играл военные сигналы прямо на балах. Например, в 1698 году в Дрездене на приёме у князя Фюрстенберга он поразил своим мастерством всех присутствующих!

Любопытно, как делали барабаны того времени.

Цилиндрический корпус из латуни украшали – вплоть до 1801 года – государственным гербом России. Верхний и нижний деревянные обручи, удерживающие телячью шкуру в натянутом положении, красили белой краской. Сами обручи стягивали между собой прочной верёвкой.

Барабанные палочки изготавливали из твёрдой древесины – длина 44,5 см. А вот цвет самих барабанных палочек всегда соответствовал цвету древка полкового знамени!

В русской армии времён Петра I барабанщик выполнял важнейшую функцию на поле боя – именно по его сигналам осуществлялись все действия войск. В боевом порядке барабанщик находился за строем, рядом с командиром. Нередко в рукопашной схватке неприятель стремился не просто убить музыканта, а проткнуть его барабан, чтобы лишить командира возможности управлять подчинёнными.

history14

 

В 1796 году был написан марш лейб-гвардии Семёновского полка. Его автором стал командир одноимённой воинской части генерал-лейтенант Александр Михайлович Римский-Корсаков – предок великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова!

Интересно, что первоначально генерал сочинил так называемый "Тихий марш" и посвятил его одной из придворных фрейлин. Однажды, прямо во дворце, император Павел I услышал очень красивую мелодию. Услышал и тут же приказал переложить её для военного оркестра. Вот так у "семёновцев" и появился свой собственный марш. И таких любопытных примеров история знает немало:

 

В январе 1915 года известный русский композитор, пианист и дирижёр Сергей Васильевич Рахманинов записал в своём дневнике:

"...Сегодня даю благотворительный концерт в пользу раненых, с фронта 1-й Мировой привезённых. Гонорар потребовать – не позволяет совесть. А играть даром – не позволяет здоровье. Я быстро старею и слабею, и чувствую себя всё последнее время неважно. Кроме того, перед военными я выступал уже пять раз. Предстоит ещё шестой концерт – в Петрограде. И я – я там обязательно выступлю. Музыка – помогает жить! Помогает побеждать!.."

 

"В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка", эти слова принадлежат Наполеону.

Уж кто-кто, а он совершено точно знал, какую роль может сыграть военный оркестр в абсолютно любой военной кампании, даже вроде бы проигранной заранее. К примеру, во время Французской революции генералы Бонапарта, требуя подкрепления, писали ему буквально следующее: "Пришлите два полка солдат или тысячу экземпляров "Марсельезы".

Кстати, а ведь "Марсельеза" весьма своеобразное музыкальное произведение:

1493190174196146710

 

В основу многих военных маршей легли отрывки из различных музыкальных произведений русской и западноевропейской классики. Например, знаменитый "Кайзер-квартет" Гайдна, правда, в несколько переработанном виде, был когда-то маршем Кексгольмского пехотного полка. А вот марш 98-го Юрьевского пехотного полка написал Пётр Ильич Чайковский.

Историю ещё одного знаменитого марша узнаем прямо сейчас:

 

Самым знаменитым сигналом русской армии была "Вечерняя зоря". Его играли при вечернем построении полков со времён Петра Великого. При Александре I "Вечерняя зоря" превратилась в военный церемониал из нескольких музыкальных сигналов: "Повестка", "Зоря", "Перекличка", "К молитве", "Молитва". Автором-составителем "Вечерней зори" был капельмейстер Дмитрий Бортнянский. Однажды император Пруссии Фридрих-Вильгельм III услышал исполнение русской "Вечерней зори", пришёл в полный восторг и тут же распорядился немедленно ввести точно такой же сигнал в своей армии. Любопытно, но история знает немало примеров, когда, например, военными маршами или известными музыкальными произведениями не только поощряли геройских солдат, но и наказывали провинившихся офицеров:

 

В 1882 году в Санкт-Петербурге был создан первый в России военный оркестр, в обязанности которого входило не только обеспечение армейских ритуалов, но и участие в протокольных государственных церемониях. Музыканты с невероятным успехом играли во дворцах и во время приёмов иностранных послов. Однако военные оркестры никогда не были "коллективами паркетными". Так, например, в ходе Русско-японской и Первой мировой войны они принимали активное участие в крупнейших войсковых операциях:

0_9690a_d11061ff_XL

 

В 1919 году в нашей стране было создано Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота. Тогда же сформировали так называемую Кремлёвскую музыкальную команду гарнизона Московского Кремля. Сегодня это Президентский оркестр России.

А тогда – в начале ХХ столетия – военно-музыкальные коллективы существовали практически в каждом русском городе. Для подготовки кадров даже открыли военный факультет Московской государственной консерватории. "Музыканты в погонах" привлекались для работы на радио, для записи грампластинок и музыки к новым кинофильмам. И это дало свои результаты. Особенно в годы Великой Отечественной войны...

 

Диплом "Гран-при" Международной выставки в Париже 1937 года. Награды за рекордные тиражи грамзаписей в Голландии и во Франции. Ордена Красного Знамени, Орден "За боевые заслуги", Орден "Красной Звезды", премия Дружбы народов "Белые журавли России"... Это не "стена славы" отдельно взятого исполнителя, это заслуженные награды отдельно взятого коллектива, равных которому в мире нет:

3_1935_Krasnoznamennyy_Ansambl-1160 

Александр Васильевич Александров – основатель знаменитого на весь мир коллектива – учился и работал в своё время в церковных хорах. В  частности, в Казанском соборе и Храме Христа Спасителя. Любопытно, что в творчестве Александрова можно встретить отголоски разных идеологий, разных эпох. Например, песня "Святое Ленинское знамя" или произведение "Хвалите имя Господне". А впрочем, чему мы удивляемся? Талантливый человек талантлив во всём:

 

У каждого музыкального произведения – своя судьба. К примеру, знаменитый марш "Прощание славянки" был написан исключительно для военных духовых оркестров. Без слов. Все тексты появились позднее. 

Так, в Первую мировую, именно под эту мелодию уходили на фронт студенты-добровольцы. В годы Гражданской войны "Славянку" пели и белые, и красные. Во время Второй мировой марш "Прощание славянки" был гимном партизанского сопротивления в Польше. Правда, назывался он иначе – "Расшумелись плакучие ивы".

И действительно. История знает множество примеров, когда волею случая то или иное музыкальное произведение получает вторую жизнь:

 

  • Напишите нам
    Мы хотим сделать
    Радио ЗВЕЗДА лучше!
    Нам важно ваше мнение!
  • Напишите нам

    Мы хотим сделать Радио ЗВЕЗДА лучше - нам важно ваше мнение!

  • Голосование
    Спасибо за участие!
    Где Вы чаще всего слушаете радио?
    Где Вы чаще всего слушаете радио?
  • Фотоальбом
  • Озвучиваем по вашей просьбе

    Оставьте заявку с названием рассказа, который вы хотите услышать на Радио ЗВЕЗДА

iTunes

© 2006-2019, ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации «ЗВЕЗДА»
© 2006-2019, ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил РФ «ЗВЕЗДА»
© 2006-2019, ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
Разработка сайта: студия «25-й кадр»